Содержание:
- История Большого Петергофского дворца
- Главные помещения и залы Петергофского дворца:
- Режим работы Большого Петергофского дворца
- Стоимость посещения и экскурсий по дворцу
- Правила посещения
История Большого Петергофского дворца
Начало строительства Нагорных палат датируется 1715 годом. По задумке Петра I в течение 11 лет было возведено двухэтажное здание. Оно использовалось для праздничных балов, маскарадов и торжественных приёмов.
Одним из первых архитекторов Петергофа был немец Иоганн Фридрих Браунштейн. Он руководил строительством с 1715 по 1716 год. Но при возведении допустили ошибки и из-за усадки почвы фасад пошёл трещинами. Поэтому зодчего сменили на Жан-Батист Леблона ― главного архитектора Санкт-Петербурга. Он укрепил фундамент, построил подземный акведук для отвода грунтовых вод и расширил оконные и дверные проёмы. Завершил эпоху «петровского барокко» итальянец Николо Микетти. Основными проекты которого были боковые галереи, оба парка и фонтанные зоны.
При правлении Елизаветы Петровны (дочери Петра I и Екатерины I), Большой дворец подвергся перестройке. За основу взяли французский Версаль. Руководил работами итальянский зодчий Франческо Бартоломео Растрелли. Задача была поставлена серьезная. Требовалось оставить нетронутым отцовское наследие и придать ему блеск, пышность и роскошь, чтобы подчеркнуть всё великолепие просвещённого елизаветинского века.
Растрелли достроил ещё один этаж, Гербовые и Церковные корпуса по краям дворца. В центре здания остался нетронутым Дубовый кабинет Петра I.
В XVIII веке Елизавета II снова модернизировала дворец. Облик дворца стал более строгим, формы — классическими, что отвечало стилю наступившей эпохи. А в XIX веке по приказу Николая I добавили ещё один этаж к флигелю восточной половины здания. Он был отдан вышедшей замуж великой княжне Ольге Николаевне.
Период первой половины ХХ века стал для Петергофа непростым. После объявления войны в августе 1914 года Романовы более не посещали резиденции. После Февральской революции руководство Петергофа инициировало сбор имущества сюда со всех дворцов. Исполнить задуманное не удалось ― вновь созданное правительство потребовало вывозить его в Москву, опасаясь наступления германских войск на Петроград.
В ноябре 1921 года ценности были возвращены из столицы в Петродворец и в течение нескольких месяцев расставлены по своим местам. И уже в 1922-м царские покои приняли первых посетителей в качестве крупнейшего музейного центра СССР.
В первые дни Великой Отечественной войны начались работы по эвакуации. За небольшой период времени сотрудникам музея удалось проделать грандиозную работу ― рассортировать, упаковать и вывезти документацию, сервизы, люстры, мебель, образцы тканей, художественные полотна и даже дубовые панели из кабинета Петра. Часть массивных вещей удалось спрятать в подвалах дворца, статуи закопали в Нижнем парке.
Сам дворец подожгли и затем взорвали, в полуразрушенном состоянии остались лишь внешние стены и часть перекрытий. Потери были колоссальными ― из более чем 31 тысячи предметов экспозиции, вывезено и спасено всего 16 тысяч экземпляров, остальное погибло во время пожара и было разграблено.
После победы советское правительство приняло решение о восстановлении дворца. Первые воссозданные интерьеры были открыты для посещения в 1964 году и лишь в 1985-м полностью завершились реставрационные работы.
Главные помещения и залы Петергофского дворца
Парадная лестница
Большой Петергофский дворец начинается с лестницы. Она соединяет торжественные второй и третий этажи, нижний ярус считается подсобным. Благодаря дневному свету из восьми окон можно рассмотреть и темперную живопись на стенах, и золоченую резьбу, и кованые решетки. Статуи молодых девушек, олицетворяющих осень, лето и весну, воссозданы советскими скульпторами. Фигура «зимы» — единственная сохранившаяся в первозданном виде.
Парадная лестница размещена в западной части дворца и возглавляет анфиладу официальных комнат, которые расположены вдоль всего фасада здания.
Танцевальный зал
Другое название зала ― Купеческий, получено им за вычурную и причудливую роскошь. Площадь зала около 270 квадратных метров, что делает его вторым по размеру помещением. Зал кажется просторным благодаря большому количеству окон ― реальных и ложных зеркальных. При создании танцевального зала, который был готов в 1752 году, Растрелли вдохновлялся Зеркальной галереей Большого Версальского дворца.
Паркет в форме звезд набран из двухцветного дуба, ореха и клёна, а стены отделаны обильной золочёной резьбой по дереву.
Голубая приёмная
Небольшое замыкающее анфиладу подсобное помещение, стены которого драпированы голубым штофом. Здесь размещались секретари, они вели деловую переписку, учёт хозяйственной деятельности и посещений дворца.
Сегодня интерьер комнаты воссоздан мебелью XIX века, изделиями Императорского фарфорового завода и живописью Ивана Константиновича Айвозовского, на которой изображен сам Петергоф и вид на Большой каскад с территории Нижнего парка.
Чесменский зал
Является одновременно и картинной галереей, и мемориальным салоном. Екатерина II решила увековечить решающую победу 1770 года в Эгейском море и приказала Якобу Филиппу Гаккерту создать серию полотен, отражающих сожжение турецкого флота.
Место для их размещения определено заранее ― ещё до того, как работа по созданию картин была завершена. Аванзал, где сановники и иностранные послы ожидали церемонии приёма, превратился в художественный зал.
Руководил преобразованием комнаты архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Интерьер был серьезно изменён. Новая обстановка выполнена в минималистичном стиле чтобы не отвлекать зрителя от созерцания картин.
Во время войны удалось сохранить только полотна, остальная часть экспозиции сгорела. После реконструкции в 1969 года этот зал стал самым известным и узнаваемым помещением Нагорных палат.
Тронный зал
Самое большое помещение дворца, площадью 330 метров, где центральное место занимает трон, сделанный в начале XVIII века из позолоченного дуба. Здесь проводились самые торжественные мероприятия императорского двора и официальные приёмы.
В 1778 году зал полностью перестроен, кроме наборного паркетного пола здесь не осталось ничего от «елизаветинского барокко». Стены получили сдержанный белый колор и декорированы объёмной лепниной, в виде дубовых и лавровых листьев.
Доминирующую роль в интерьере играет живопись: изображение Чесменского сражения, портреты родственников Петра I, его самого и Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. На центральной восточной стене расположен самый большой портрет Екатерины II, где она изображена верхом, в военной форме Преображенского полка. На полотне запечетлён исторический момент государственного переворота, где недавно провозглашённая императрица едет в Петергоф для отстранения от власти своего мужа Петра III. Современники отмечали, что этот портрет имел наибольшее сходство из всех существующих изображений государыни.
Аудиенц-зал
Одно из немногих помещений, которое сохранило первоначальную отделку и интерьер вплоть до 1941 года. Для визуального увеличения пространства Растрелли использовал уже проверенные инструменты: двухъярусные окна и зеркальные окна-обманки на глухих стенах.
Аудиенц-зал использовался для неофициальных императорских приёмов, а также во время торжественных обедов, когда столы ставили во всех парадных комнатах. Здесь размещали кавалерственных дам ― придворных женщин, которые были пожалованы дамскими орденами, поэтому зал иногда называли статс-дамским.
Белая столовая
Во времена «елизаветинского барокко», этот зал был обильно украшен позолоченной лепниной и зеркалами. Во время правления Екатерины II убрали всю чрезмерную пышность и декорировали зал в сдержанные цвета, с преобладанием матового белого. Белая столовая — единственная парадная комната, где полностью отсутствует живопись и даже барельефы выкрашены в тон стен.
Веджвудский сервиз, выставленный в современной экспозиции, состоял из 1500 предметов и изготавливался по заказу Екатерины II в течение 11 лет. Посуда на столе состоит из 194 предметов и рассчитана на 30 персон. К столовой примыкают две дополнительные подсобные комнаты ― Буфетная и Подогревательная, а сама она является замыкающей в анфиладе парадных комнат. Все остальные покои приватные и доступ туда был дозволен только ограниченному числу людей.
Основное украшение столовой ― многоярусная люстра с аметистовыми подвесками в виде дубовых листьев и две высокие печи, выполненные из поливных изразцов русского производства.
Китайские кабинеты
Самая причудливая обстановка дворца представлена в двух комнатах, которые расположены симметрично к Картинному залу. Это старейшая часть петровской постройки, но с тех времён остались только китайские лаковые ширмы. Они послужили основой для декорирования стен ― Екатерина II приказала их распилить и украсить ими стены.
Для отделки кабинетов аутентичных панно было недостаточно, и архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот принял решение использовать надставки-обрамления. Их выполнили русские мастера с точным соблюдением требуемых канонов лаковых миниатюр. Изображения изготовлены безупречно и технически не отличались от своих китайских прототипов.
Наборный паркет этих кабинетов самый причудливый из интерьеров всего дворца и сам по себе является произведением искусства. Техника укладки «маркетри» — это своего рода мозаика из шпона, которую врезают в основной фон. Паркет кабинетов состоит из массива древесины ценных пород: платана, сандала, эбенового дерева, лимона, амаранта, ореха и палисандра.
Пятиугольные двери увенчаны солнечным диском и обрамлены золотыми фигурками драконов. Печи выложены разноцветными изразцами с фигурками людей в китайских нарядах и сюжетами восточного быта. Мебель выполнена в Китае в XVIII веке. Столики и стулья кабинета инкрустированы мрамором и перламутром.
В Западном китайском кабинете экспозиция содержит одну из важнейших ценностей дворца ― собрание фарфора. Во времена изготовления, ценность его в Европе была такова, что, если какой-либо предмет был разбит, осколки не выбрасывались, а окантовывали в золото и носились как украшения.
Во время войны кабинеты были утрачены почти полностью. Колоссальная работа по восстановлению интерьеров проведена в 70-х годах на основе серьезных научных исследований бригадой мастеров под руководством Леонида Александровича Любимова.
Картинный зал
Ещё одно из старейших помещений, частично сохранившее в интерьере обстановку Петра Великого. Изначально это помещение было парадной комнатой. Из окон, расположенных на оба фасада, видны Морской канал, Нижний парк, Финский залив и бассейны Верхнего парка, которыми можно любоваться с единственных балконов дворца.
Свой нынешний вид зал получил во времена Екатерины II. После смерти итальянского живописца Пьетро Ротари, она выкупила у вдовы все его картины. Ротари работал в технике идеализированного портрета. Он оставил после себя массу картин, с изображением игривых женских головок в стиле рококо. Именно этими картинами императрица украсила стены зала, создав беспрецедентную в то время картинную галерею, увешанную работами одного художника.
В современной экспозиции Картинного зала выставлено фортепиано 1794 года и ломберные столики XVIII века ― в знак того, что зал использовался для концертных и карточных вечеров для небольшого круга придворных лиц.
Куропаточная гостиная
Комната использовалась императрицей для приёма ближайшего окружения в утренние часы.
Свое название она получила из-за драпировки стен шёлком серебристого цвета с изображением колосьев и куропаток. До перепланировки на месте гостиной находились две небольших комнаты, одна из которых была нишей без окон, в современной экспозиции в ней находится диван.
На стенах комнаты ранее размещались портреты лучших выпускниц Смольного института, а в настоящее время висит копия портрета Екатерины Ивановны Нелидовой и несколько картин Жан-Батиста Грёза середины XVIII века.
Режим работы
Зимний период (с середины октября по конец апреля): с 10:30 до 18:00, вход в музей до 17:00, кассы работают до 17:00.
Летний период: с 10:30 до 18:00, вход в музей до 17:00, кассы работают с 10:30 до 12:00 и с 14:30 до 16:00.
Музей закрыт для посещений: понедельник― выходной день, последний вторник месяца ― санитарный день.
Стоимость посещения и экскурсий по дворцу
Тип билета | Стоимость |
---|---|
Для граждан РФ | 600 рублей |
Льготный | 450 рублей |
Для граждан ЕАЭС | 600 рублей |
Полная стоимость (для иностранцев) | 1500 рублей |
Льготное посещение музея предоставляется учащимся РФ и ЕАЭС возрастом от 14 до 18 лет при предоставлении документов (билет учащегося, другие документы).
Бесплатное посещение музея предоставляется следующим категориям граждан:
- детям до 14 лет (гражданство РФ и стран ЕАЭС);
- инвалидам I, II группы, инвалидам-колясочникам и детям-инвалидам с одним сопровождающим;
- сотрудникам музеев РФ;
- ветеранам ВОВ и боевых действий.
Дети до 18 лет, студенты и члены многодетных семей могут посетить объекты Петергофа бесплатно во второе воскресенье каждого месяца. А пенсионеры — во второй четверг каждого месяца.
Правила посещения
- Большой Петергофский дворец находится на территории Нижнего парка, поэтому в летний период сначала необходимо приобрести билет в парк.
- Летом попасть в Петродворец можно в сеансы для индивидуального посещения: 10:30-12:00 и 14:30-16:00.
- А также — в составе группы в 30 человек.
- Если в группе менее 30 человек, стоимость экскурсии ― 7000 рублей.
- Услуги экскурсовода входят в стоимость билета, но в случае бесплатного посещения дополнительно оплачиваются в размере 200 рублей.
- Для посещения вам больше не нужно использовать средства личной защиты.